|
|
Самовоспитание
Рано или поздно человек приходит к пониманию того, что самого себя надо «делать» самому, не надеясь на других. Какими бы хорошими не были окружающие тебя взрослые или сверстники, они будут стараться (невольно!) воспитывать тебя по своему образу и подобию. Но ты – то другой! И только ты один знаешь, какой ты, чего ты хочешь и что ты сможешь.
Но заниматься самовоспитанием имеет смысл тогда, когда ты хотя бы приблизительно представляешь, каким хочешь стать в будущем. Иначе как ты сумеешь помочь самому себе?
Конечно мы не можем угадать твои желания, но можно предположить , что ты хочешь стать воспитанным, порядочным человеком. А что это значит?
В «Толковом словаре» под. ред. С.И.Ожегова сказано, что воспитанный – это умеющий хорошо вести себя, порядочный – честный человек, приличный, соответствующий принятым правилам поведения.
Итак, речь должна идти о поведении человека.
- Опять поведение,- скажешь ты.- Надоело, и дома и в школе только о нем и говорят: «Как ты себя ведешь?! Опять ты безобразно себя ведешь! Вести надо себя хорошо…» Стоп! Вполне вероятно, что подобные назидания взрослых могут надоесть. Поэтому мы и предлагаем тебе самому, без взрослых попробовать разобраться в самом себе. Ведь интересно, каким ты вступишь во взрослую жизнь, а она уже не за горами.
автор: Тюрина Т. Е. школьный психолог |
|
Перед тем, как ты начнешь целенаправленно себя воспитывать, проверь, что ты знаешь о себе. А главное, начни думать о себе, прислушайся к своим чувствам и желаниям и попытайся осознать их. Попробуй хотя бы иногда посмотреть на себя как бы со стороны, - каким тебя могут увидеть люди, соответствует ли это тому, каким ты сам считаешь себя.
Нарисуй схему, в центре , куда сходятся все стрелки поставь свое «Я». Внутреннее «Я» самая глубокая, самая тонкая и труднодоступная для понимания сущность человека. «Я» - это целый мир принадлежащий именно тебе. Ты по-своему ощущаешь и воспринимаешь окружающий тебя мир, у тебя свои особенности памяти, мышления, внимания; у тебя своеобразное воображение, способности и интересы, потребности и симпатии, привязанности, особенности настроения; тебе присуща большая или меньшая сила эмоциональных переживаний. У тебя сильная или слабая воля, «легкий» или трудный характер, своя мера доброты, обаяния и чистосердечия, бескорыстия, благородства; свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои разочарования, обиды печали и радости, привычки и наконец своя судьба.
Твое «Я» должно быть развитым и свободным, ты должен хорошо знать свои особенности и возможности, чтобы превратить их в полноценные достоинства собственной личности. Не уважая себя. не понимая себя, ты не сможешь ни понимать, ни уважать других людей.
автор: Тюрина Т. Е. школьный психолог |
Вопросы для изучения самого себя .
|
Какие способности я у себя нахожу?
Какие учебные предметы мне нравятся?
О чем я мечтаю?
О чем мне приятно и неприятно вспоминать?
Какой у меня характер?
Какое настроение у меня бывает чаще всего?
Как я отношусь к себе?
Что мне нравится и что хотелось бы изменить в своем облике?
Чем я люблю заниматься больше всего?
Кем я хочу стать в будущем?
Люблю ли я и умею ли я трудиться?
Понимаю ли я шутки и юмор?
Можно задать много и самых разных вопросов. И ты , очевидно, будешь задавать их себе, исходя из того, каким ты хочешь стать, ради чего ты хочешь себя познать, что в себе хочешь воспитать.
Но при всех вариантах следует помнить, что познание собственного внутреннего мира – это лишь одна из составляющих самовоспитания. «Даже если ты очень захочешь ты не сможешь отделить себя, свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как руки, ноги и глаза» (Марк Аврелий) автор: Тюрина Т. Е. школьный психолог
|
|
|